1 декабря 2019 г. обязательная маркировка отдельных видов текстиля вступила в действие
С 1 декабря 2019 г. магазины и торговые организации, продающие подлежащие обязательной маркировке товары, должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, подключиться или модернизировать систему электронного документооборота для обмена информацией с поставщиками, а также зарегистрироваться на сайте честныйзнак.рф в Единой системе контроля подлинности товаров. Кроме того, необходимо приобрести 2D-сканеры для всех кассиров и обновить операционную систему кассового аппарата для работы с кодом DataMatrix. За реализацию, хранение или приобретение с целью сбыта продукции без обязательной маркировки на юридические лица может быть наложен штраф до 300 тыс. рублей, а сами товары могут быть конфискованы.
В Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 792-Р перечислены отдельные позиции продукции легкой промышленности, который входят в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Согласно постановлению с 1 декабря 2019 г. в обязательном порядке должны маркироваться:
- предметы одежды из натуральной или композиционной кожи, включая рабочую одежду;
- трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
- мужские, женские и детские пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия;
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
За прошедший с момента выхода период времени в тестовом режиме велась работа с представителями легкой промышленности. В пилотном проекте приняли участие почти 5 тыс. компаний, было сгенерировано 400 тыс. цифровых кодов, осуществлено полное прослеживание продукции с продажей в розничных магазинах. Среди участников пилота фигурируют такие компании, как «Фактор» (бренд Zolla), «Мэлон Фешн Груп» (бренды Beefree, ZARINA, LOVE REPUBLIC), «БНС Груп» (бренды Calvin Klein Jeans, Calvin Kein Underwear, Michael Kors и др.), «Детский мир» и др.
«С 1 декабря мы переходим к запуску обязательной маркировки по широкому ряду товаров. Но это не означает, что мы одномоментно запретим оборот всей непромаркированной на 1 декабря продукции. Совместно с участниками рынка и заинтересованными ведомствами мы разработали сроки поэтапного вступления в силу требований об обязательной маркировке этих товаров. Сроки учитывают готовность отраслей, а также особенности товарооборота и сложившиеся бизнес-процессы. Проекты постановлений, которые утверждают правила маркировки товаров, разработаны Минпромторгом России совместно с заинтересованными ведомствами, бизнесом и оператором системы и уже внесены в Правительство», – заявил Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Однако бизнес-сообщество и легкая промышленность в целом оказались не готовы к столь стремительным темпам перехода на новую систему производства и логистики. В связи с этим руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости товаров АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) Анна Орлова дала комментарий: «Представители рынка должны понимать, что переход на маркировку по четырем группам, которые определены с 1 декабря 2019 г., будет плавным. Вначале все должны пройти регистрацию в системе, затем начать маркировку продукции – как остатков, так и вновь произведенной продукции, а запрет оборота немаркированной продукции наступит гораздо позднее. Решение об адаптационном периоде обсуждалось во время пилотных проектов и согласовывалось с участниками эксперимента, регулятором и отраслевыми ассоциациями. Это позволит снизить нагрузку на участников и спокойно войти в обязательный период».